Главная / 2019 - Год театра

2019 - Год театра в России

2019 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом театра. В связи с этим не лишне вспомнить историю возникновения театрального искусства - проследить весь его путь от самого возникновения к дню сегодняшнему.

1. И в Каменном веке было искусство

Театральное искусство существует и развивается неотрывно от культурно-исторического контекста. Сейчас – в относительно сытый и безопасный век – оно служит проводником высоких морально-нравственных идей и ценностей, но в палеолите всё зарождающееся искусство было более прагматичным.

Первые ростки его пробились ещё в те времена, когда ножи были каменными, а письменность не существовала – разве что петроглифы на стенах пещерных капищ. Перед тем, как уйти на промысел, охотники наряжались в животное, на которое собирались охотиться, и совершали ритуал задабривания его духа, что прекрасно описано в «Листах каменной книги» Александра Линевского. И в этом прослеживается глубокая потребность древних людей придать человеческие черты всему, что лежало за гранью их понимания – природным явлениям, жизни и смерти, киту, медведю, волку. Очеловечить явление – а затем найти взаимопонимание с ним и выстроить подобие диалога в ходе ритуального танца. Таким образом у истоков появления театрального искусства лежат оккультно-религиозные мотивы, прочно связанные с самыми насущными проблемами того времени – прежде всего с поиском и добычей пропитания.

Конечно, это далеко не тот театр, что привыкли видеть мы с вами. Тогда не было ни специально построенной сцены, ни зрителей как таковых – а смотреть на ритуал запрещалось всем, кроме самих охотников, – и всё же когда человек перед лицом своих соплеменников впервые надел маску с лосиными рогами и сымитировал его походку, это стало залогом появления на небосклоне искусства таких звёзд, как Уильям Шекспир, Антон Чехов и Александр Островский.

2. Театр в античности

Театральное искусство в современном понимании появилось в Древней Греции и не менее Древнем Риме, когда богатейшая культура, направленная на эстетизацию человека (всё прекрасное в нём возводилось в культ), сталкивалась с дикими нравами и постоянной, так сказать, поножовщиной.

Тем не менее, пока Рим и Греция спорили, кто кого древнее, культура обоих государств совершила просто колоссальный рывок. Это было что-то невероятное: наука и искусство шли рука об руку, поражая тем, насколько гармонично их элементы могут сочетаться друг с другом! Обратите внимание на скульптуры, созданные 2000 - 2500 лет назад, в частности на композицию «Лаокоон и его сыновья». Мастера – а это были Агесандр, Афинодор и Полидор, жившие в I веке до н. э. на острове Родос – знали анатомию человека безупречно. Все пропорции тела соблюдены с математической точностью.

Поэтому не так уж удивительно, что за сотни лет до появления Иисуса Христа театры в классическом понимании уже были: и сцена, и костюмы с декорациями, и места для зрителей, и полновесная, чрезвычайно развитая драматургия. Поскольку театр расцветал одновременно с развитием философской мысли, ядром античной драматургии зачастую были рассуждения на тему противостояния светлого и тёмного начал в человеке, грехов отцов, что падают на детей, взаимоотношений человека и бога.

Один только Эсхил, живший в 525–456 гг. до нашей эры, написал 70 трагедий и около 20 сатирических драм. Уже тогда театр был мощным средством пропаганды: на сцене в той или иной форме давалась оценка происходящим событиям (в основном, конечно, войнам и действиям вождей), и таким образом формировалось общественное мнение.

Площадками для спектаклей служили монументальные амфитеатры с радиально расходящимися от сцены трибунами и мощной колоннадой. Размеры амфитеатров были настолько велики, что артисты были вынуждены надевать специальную обувь на очень высокой подошве для того, чтобы происходящее на сцене было видно издалека. По той же причине в ходу были широко известные сегодня маски трагедии и комедии. Актёры надевали их, чтобы любой зритель даже «с галёрки» видел, какие эмоции испытывает персонаж спектакля.

3. Театр в Средние века

В странах средневековой Европы их называли гистрионами, менестрелями и жонглёрами, а на Руси – скоморохами. Эти бродячие музыканты-острословы представляли собой театр одного актёра. Они могли и колесом пройтись, и смешную сценку разыграть, и фокус показать, не говоря уже о том, чтобы спеть и сплясать.

Особой смелостью отличались ваганты – странствующие семинаристы-монахи вроде Хомы Брута («Вий» Н. Гоголя). Они с удовольствием делали пародии на молитвы и высмеивали повадки попов. Церковь начала преследовать вагантов, но добилась, по сути, лишь их объединения. Во Франции, например, появилсоь «Братство беззаботных ребят». Понимая, что клин вышибают клином, церковь уже и сама начала использовать театральные формы для ведения литургий. Так возникла драма на сюжеты из Священного писания. Её разыгрывали в храме, а позже на паперти или церковном дворе. В XIII—XIV вв. появляется новый жанр средневекового театрального представления — миракль («чудо»). Сюжеты мираклей заимствуются из легенд о святых и деве Марии.

Однако вершиной средневекового театра считается мистерия, чей расцвет пришёлся на XV век. В мистериях участвовало практически все население города: одни — в качестве актеров (до 300 и более человек), другие — зрителей. Представление обычно приурочивалось к ярмарке, к торжественному случаю и открывалось красочным шествием горожан всех возрастов и сословий. Сюжеты брали из Библии и Евангелия. Действа шли с утра до вечера в течение нескольких дней. На деревянном помосте сооружались беседки, в каждой из которых происходили свои события. На одном конце помоста находился богато украшенный Рай, на противоположном — Ад с разверстой пастью дракона, орудиями пыток и огромным котлом для грешников.

Будучи площадным действом, обращенным к массовой аудитории, мистерия выражала и народные, земные начала, и систему религиозно-церковных представлений. Эта внутренняя противоречивость жанра привела его к упадку, а впоследствии послужила причиной его запрещения церковью.

В площадном театре отразились жизнелюбие средневекового человека, его веселая дерзость и жажда чуда — вера в победу добра и справедливости.

4. Театры в России

В XVII веке сложились первые, сюжетно довольно простые, устные драмы. Например, кукольная комедия о Петрушке рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. Затем появились придворный и школьный театры, причём возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Что касается школьного театра, он появился при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

А уже в начале XVIII века – в 1702 году – по велению Петра I был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста, да и в репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики, в общем-то, не имели. Театр прекратил своё существование в 1706 году.