«Бенефис» готовится к балу

Главная / Проект "Культура малой Родины" / «Бенефис» готовится к балу
04 Сентября 2018

Новая городская газета от 30.08.2018 (PDF)

Похоже, наступающая осень надолго запомнится березниковским любителям театра: на рубеже октября и ноября в драматическом театре «Бенефис» состоится премьера «Золушки». Казалось бы, что тут необычного – этот сюжет любят обыгрывать и в детских садах, и в ТЮЗах.  Однако «Бенефис» готовится представить не просто сказку, а полнокровный мюзикл по классической пьесе Евгения Шварца. А ставить его будет специально приглашённый выпускник ГИТИСа Александр ПОТЫЛИЦЫН, директор и режиссёр театра оперетты города Железногорска.

Железногорск – закрытый «росатомовский» город, и Александр Викторович поначалу тоже производит впечатление человека, чуть отстранённого от театральной и какой бы то ни было суеты. На самом же деле он только что с поезда, и в голове ещё не улеглись истории, рассказанные попутчиками.

– У одного дедушки долгая судебная тяжба, и потому он уже три года ездит в Пермь, – рассказывает Александр Викторович.

– А другой, например, разводит на своей птицефабри ке куриц и едет куда-то делиться опытом. У каждого кипучая жизнь, и все о ней рассказывают с таким воодушевлением – просто поразительно! За неделю в поезде можно книгу написать.

И вот я в Березниках, новом для себя городе. Чувствую приятное волнение: впереди знакомство с актёрами, музыкальным и литературным материалом, распределение ролей и первая читка. Александр Викторович добавил, что уже посмотрел эскизы костюмов с декорациями и остался доволен:

– Художники отлично поработали, эскизы уже утверждены.

Спектакль будем решать в классическом стиле, с роскошными костюмами, богатыми светозвуко-выми эффектами. Зрелище будет ярким, детям понравится. Никаких экспериментов, рэпа и про-чего – насыщенный мюзикл поклассической пьесе. Музыку написал Дмитрий Гусев, композитор из Санкт-Петербурга – он хорошо прочувствовал замысел и сочинил для мюзикла красивые темы.

– Кстати, а почему именно мюзикл?

– Моя стихия – это музыкальный театр. Его особенность в сочетании всех выразительных средств: тут и музыка, и балет, и драматическая игра... Мюзиклы вообще более выразительные, эмоционально-красочные. Я уже успел наскоро познакомиться с коллективом и уже вижу, что актёры хорошо встанут на свои роли. В «Золушке» есть массовые танцевальные сцены, так что задействована будет почти вся труппа.

Слова режиссёра о традиционном подходе к материалу греют душу: эксперименты с классикой в лучшем случае послужат телеге пятым колесом, в худшем – извратят и обрушат первоначальный замысел. Наверное, поэтому ценители театра с недоверием относятся к молодым да ранним режиссёрам. Тут будет уместно подробнее рас- сказать об Александре Викторовиче. Он родился в Красноярске, в юности отправился покорять Москву и прожил в ней 20 лет, выучившись в ГИТИСе на музыкального режиссёра. В 1989 году создал первый в стране частный музыкальный театр. Режиссёр описывает то время ёмким словом «хаос»: с деньгами было сложно, старое рушилось на глазах, а новое ещё не появилось. Тем не менее, жизнь была интересной, и молодость звала расширять горизонты. Имея большой вокальный опыт, Александр Потылицын возглавил театр оперетты в Железногорске, где исполнял все партии и в опереттах, и мюзиклах. За его плечами более 30 постановок: классические оперетты «Белая акация» и «Баядера», мюзикл «Сестра Керри» и целый пласт детского репертуара от «Кота в сапогах» до «Аладдина». Талантливого постановщика и артиста приглашали везде и всюду: Семипалатинск, Барнаул, Красноярск...

– Стэнли Кубрик своими требованиями доводил актёров до истерик и нервных срывов. Марк Захаров, напротив, очень мягок с артистами, поощряет импровизацию. А вы?

– Я могу жёстко отстаивать свою позицию, своё видение проекта, но в работе с актёрами ни в коем случае не давлю ни них. Не надо бороться с творческими порывами, ломать органику актёра – задача режиссёра как раз в том, чтобы раскрыть в каждом артисте его потенциал. И я в этом заинтересован.

Уже через десять минут разговора ловишь себя на мысли, что Александр Викторович с уди-вительной точностью попадает в образ Атоса. И дело не только в богатой фактурной внешности: чуть прохладное благородство в нём ловко уживается с артистичностью, а жизненный опыт наточил природное чувство юмора до шпажной остроты. Ему замечательно подойдёт роль и драматического героя с внутренним надломом, и обаятельного негодяя на жизненном перепутье. Эх!

Насчёт Атоса я промолчать не смог и спросил Александр Викторовича, предлагали ли ему эту роль.

– Предлагали пять лет назад, да не сложилось, – засмеялся он. – Столь популярные в СССР темы патриотизма, чувства локтя, самых высоких идеалов любви и дружбы, – а роман Дюма как раз о них, – сейчас уже непопулярны. Как-то ставил «Гусарскую балладу» и наткнулся на полное непонимание со стороны общественности: какая баллада, какие гусары, зачем это? Приходится объяснять: «Понимаете ли, девочка (!) пошла на войну, чтобы защитить Родину». «Золушка» в этом смысле тоже идёт вразрез с нынешней формулой «живи для себя». Молодёжь спешит урвать, схватить, жить слаще при минимуме усилий. Машина в 18 лет и так далее. А ты заслужил эту машину? Чем? Вот Золушка заслужила королевский бал и принца.

За историей любви обычной девушки и принца скрывается предельно простая суть: работай хо-рошо и всё приложится. Счастье через труд. Не нужно стремиться к богатству и благополучию. Делай своё дело спокойно, честно и уверенно, люби своих близких. Мир покоряется не наскоком, а трудом, самодисциплиной и самовоспитанием. Только в этом случае тебя заметят другие, и ты получишь всё.

Постановка мюзикла «Золушка» в задуманном качестве – богатство костюмов, декораций, режиссура мастера своего дела – стала возможной благодаря федеральному проекту партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». По мнению Александра Потылицына, за последние три года проект буквально оживил театральную жизнь страны.

Александр БАБИН