Доброе утро, дорогие друзья, уважаемые зрители!
Продолжаем специальную рубрику к 75-летию Великой Победы, в рамках которой артисты и сотрудники нашего театра делятся историями о своих родственниках, прошедших через Великую Отечественную войну. Присоединяйтесь и Вы, друзья – присылайте истории вместе с фотографиями в сообщения нашей группы ВКонтакте, Одноклассники и Фейсбук.
Рассказывает кассир нашего театра Ольга Селютина:
«Васильев Семен Григорьевич, годы жизни с 22.01.1897 по 1979 год.
Участник Великой Отечественной войны и военного конфликта с японцами в августе-сентябре 1945 года. В воинской части был завхозом, санитаром. Получил ранение в левую руку.
К сожалению, мы мало знаем о тяготах войны из воспоминаний деда, так как он почти ничего не рассказывал, а то немногое, что было рассказано в 1970-х годах, стерлось из памяти, т.к. мне было мало лет.
Тяготы войны испытали и те, кто остался в тылу, наши бабушки с их детьми.
Из воспоминаний моей мамы: «Первая жена отца умерла оставив двух детей: сына Петра 1932 года рождения, дочь Анфису 1933 г.р. Вторая жена (это моя бабушка), Анна Степановна 1902 г.р., родила троих детей: сына Геру 1938 г.р., дочь Полину 1940 г.р. (это моя мама) и сына Юрия 15 апреля 1942 г.р.
В 1941 году отец ушел на фронт. Мать с пятью детьми осталась в деревне. Жили очень бедно, спасала только корова: было свое молоко, масло, сметана. Мать варила корове траву в большом чугунке, а детям в большущем чугунке варила лебеду. Вареную траву и лебеду размешивала маслом, сметаной, молоком и кормила детей. Хлеба не было. Старший брат Петя, в 1941 году ему было 9 лет, ходил по деревням и побирался. Бывало, насобирает куски хлеба, принесет, вывалит на стол и мы ели с удовольствием – такой хлебный аромат появлялся, не нарадуемся. Съедим, и он снова уходил побираться в другие деревни, где не был первый раз.
Младший брат Юра, был «седун»: не мог ходить, ползал на попе, «ходил» по двору и до бани, передвигаясь при помощи рук на попе, не было сил стоять на ногах и ползать на коленках. После войны оправился и окреп. Мать не работала, работы хватало по дому. Петя и Анфиса не учились.
1945 год. Пришел отец с фронта, все были рады. Дети стеснялись отца, боялись, да и он был очень злой, ярый. Дети даже громко при нём боялись разговаривать.
Жили как мыши в тишине. Как-то отец спал, а нам так захотелось его поцеловать, с братьями договорились подползти к нему потихоньку и поцеловать. Ползем возле стенки тихо, тихо и всё же не один не решился, боялись.
С войны отец нам привез в большом картонном ящике макароны – невидаль, сахар кусочками. Эти макароны мы и не знали, как есть. Сложили по карманам и ходили хрумкали. А сахар чуть откусим, с чаем пьем и прячем на будущее. И так каждый раз – откусим и опять прячем. Очень хранили этот сахар. Потом отец нашёл работу на Крупзаводе и мы переехали из деревни Макарово жить туда. Он стал работать кладовщиком. Здесь была двухэтажная мельница и из всех деревень сюда привозили зерно, сдавали отцу. Он принимал и отвечал за сохранность зерна. Здесь его хранили и перерабатывали. Муку и крупу увозили для государства.
За работу стали давать муку, крупу. Стали хлеб печь, кашу варить, заваруху ели из муки. Более-менее стали жить лучше.
Отец работал уже завхозом. Уходил на работу и давал нам задание – попробуй не выполни. Мы всё выполняли, боялись его. Бреднями ловили рыбу, чистили её, и к его приходу всё было готово. Вся работа по дому, посадке и сбору урожая, ведению подсобного хозяйства (гуси, свиньи, куры, корова), заготовке сена была на маме и на нас. Всё было своё.
Дед работал, ходил на партийные собрания, партийную учебу. Знал всех членов политбюро. Изучал конституцию, дети тоже её читали.
Дед был грамотный, а бабушка училась в церковно приходской, была не очень грамотная.
Петя с Анфисой нигде не учились, но писать и читать умели, самоучки, друг от друга. Гера, я и Юра учились. Окончили школу, получили профессию. Я выучилась на штукатура-маляра. Гера работал электриком на почте. Юра учился в строительном техникуме в г.Глазов и стал мастером в строительной организации. Все три брата отслужили. Петя на Сахалине пограничником. Гера тоже пограничником в Приморске. Юра моряком в Петропавловске Камчатском, имел звание офицера.
Отец в последние дни жизни всё жаловался, что дышать ему тяжело. У него была астма. Умер отец в 1979 году».
Из моих воспоминаний: у деда была газета с членами политбюро. Состав правительства и политбюро знал «на зубок». Еще очень не любил Мао Дзэдуна. «Я его все равно переживу, раньше его не умру» так говорил дед. Дед пережил Мао на три года. Свою установку он выполнил».
К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ (12+)
26 Апреля 2020