Сегодня день своего рождения – а заодно и юбилей, – празднует артист высшей категории Олег Мезенев! Олегу Николаевичу исполнилось 55 лет! Уважаемый Олег Николаевич! Весь коллектив театра «Бенефис» горячо поздравляет Вас с днём рождения и юбилеем! Ярких творческих побед, здоровья Вам и Вашим близким! Будьте счастливы!
Ну, а мы по случаю праздника публикуем интервью с Олегом Николаевичем.
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ АРТИСТ
Олег Мезенев – классический острохарактерный артист, человек с тонким чувством юмора, спокойный и мудрый. Опытнейший актёр с большим жизненным опытом, бывавший и работавший в самых разных городах России. Попросту интересный собеседник. О сцене Олег Николаевич задумался ещё в школе. Когда ходил в кино на детские фильмы, втайне мечтал оказаться на месте ребят-артистов. Как и все советские мальчишки, обожал фильмы с Гойко Митичем – индейцы против англичан, бравые герои, приключения.
– С друзьями мастерили луки и соревновались в меткости, – рассказывает Олег Николаевич. – Все столбы в наших дворах утыкали стрелами. А потом начал заниматься в драмкружке. Распределяя роли к Новогоднему представлению, пионервожатая поручила мне роль сказочного кота. И вместе с мамой – она работала начальником цеха швейной фабрики, – мы изготовили шикарный костюм с пушистым хвостом.
На школьной сцене Олег Николаевич и понял, что серьёзно намерен стать артистом. Но первая же попытка поступить после школы в театральный институт провалилась: то был как раз год Олимпиады в Москве, и приёмные экзамены перенесли на месяц, да ещё путаница с документами возникла. Поступить удалось в 1983 году.
– Первый курс дался тяжело, – вспоминает Олег Николаевич. – Общежития не было, стипендии первокурсникам не полагались, и, в общем, денег не хватало. Я и ещё трое студентов снимали частный дом. Крысы бегали... Но ничего, жили – лишь бы крыша над головой была. Досуг у нас был простым: чтение. Прежде я вообще не любил читать, а если и читал, то не запоминал авторов. Любовь к литературе мне привили именно в институте. Как-то раз я имел наглость сказать нашему профессору – Нине Алексеевне Шалимовой, – что не люблю Чехова. И она начала гонять меня по всему его творчеству. Экзамен по Чехову я сдавал ей четыре раза. И через какое-то время не просто полюбил его прозу и драматургию – я понял, что он гений. Ещё мы много работали. Вообще в институте мы прошли хорошую школу жизни.
– Как же вы зарабатывали на жизнь?
– В Ярославле часто снимались фильмы, и мы искали любую возможность, чтобы попасть в массовку. За съёмки платили, в среднем, 12 рублей 50 копеек (батон в те времена стоил 20 копеек). «Мосфильм» был жадным, но если приезжала Горьковская киностудия, у нас был праздник – студия богатая и щедрая. Когда съёмок не было и становилось туговато, нам, конечно, помогали родители. Ну и подрабатывали, где могли. Помню, с Андреем Пудовым – он сейчас трудится в пермском ТЮЗе – работали уборщиками, и как-то раз он, взволнованный, побегает ко мне с пачкой трёхрублёвых купюр. Нашёл в туалете. Сначала думали отдать их, но куда и кому? Тем более, в пачке не хватало нескольких купюр – ещё, чего доброго, спросят, куда они подевались. В общем, оставили себе, и некоторое время пожили по-человечески.
Тем временем страну возглавил Горбачёв: сухой закон, процветающий дефицит, очереди. На фоне всего этого Олег Николаевич продолжал сниматься (фильм «Мой избранник»), а в 1987 году успешно закончил учёбу в институте, познакомился с будущей женой – прекрасной актрисой из Смоленска – и уехал к ней. Тот период жизни артист вспоминает с большой теплотой: работа в Смоленском государственном драматическом театре, гастроли в Горьком, большие роли… Особенно запомнилась роль Быка в спектакле «Арена» по пьесе Исаака Фридберга: не являясь любителем громких эпитетов, именно эту работу Олег Николаевич называет звёздной.
Интересный факт: в Смоленске Олегу Николаевичу выделили квартиру, но он просто отдал её другому артисту, уставшему ютиться по углам да гримёркам.
После Смоленска Олег Николаевич наконец-то вплотную познакомился с театральной жизнью Березников, поработал в московском «Театре Луны», продолжал сниматься в фильмах (роль полковника в фильме «Сильнее огня», 2007 год), снова возвращался в Березники – одним словом, насыщенная, яркая жизнь. Передаём слово художественному руководителю театра «Бенефис» Елене Александровне Зебзеевой:
– Работа Олега Николаевича в Березниках началась ещё до «Бенефиса» - со знакомства с Александром Кимовичем Староскольцевым, на тот момент художественным руководителем БДТ. В то же время как раз образовывался костяк будущего театра «Бенефис», где тоже потом руководил Александр Кимович. Так что почти с самого рождения нашего театра Олег Николаевич является его ведущим артистом.
– Олег Николаевич, что радует вас сегодня?
– По-прежнему хорошая работа и, конечно же, мои дочь и внуки. Совсем недавно, в День космонавтики, родился внук, а немного внучка постарше, - она появилась на свет в День милиции. С интересом слежу за работой и творчеством Елены Ксенофонтовой, Валерия Гаркалина, Тимофея Трибунцева и Евгения Гришковца.
Пользуясь случаем, благодарю Елену Александровну за то, что приняла меня в театр. Между прочим, благодаря именно её усилиям «Бенефис» продолжает жить по театральным традициям, которые заложил Александр Кимович.
ОЛЕГУ МЕЗЕНЕВУ – 55!
29 Апреля 2019