Александр Бабин, фото автора
Режиссёр спектакля Вячеслав Сорокин только что вернулся в Березники и сразу же провёл репетицию – пока что не на сцене. Артисты разложили перед собой листья инсценировки и принялись читать по ролям. Особой игры не требовалось, шло уточнение взаимодействия персонажей, но продолжалось это недолго: уже через пять минут «загорелся» Денис Богатырёв, исполняющий роль одного из дровосеков, что нашли зимней ночью в лесу ребёнка.
– Холод как холод, надо терпеть, – идёт по тексту Павел Ефремов (играет второго дровосека).
– Терпеть? – Денис включает голос и жестикуляцию. – Вот я посмотрю, как жена тебя будет терпеть, когда ты превратишься в льдинку!
Оба дровосека поскальзываются и падают с соответствующими криками – актёрам удалось это показать, сидя за столом.
Кстати, забавная перекличка с «Горячим снегом» Юрия Бондарева. Там во время пешего многокилометрового марша к Сталинграду (тоже зимой) один солдат говорил другому: «Главное, личный предмет береги. А то на передовую сосульку донесешь! Тогда к жене не возвращайся без доку́мента».
В общем, артисты откровенно наслаждались своими ролями. Зачитывая текст мага – а это откровенно злой персонаж – Олег Мезенев входит в образ и его голос начинает сотрясать стены:
– Ты снова отдал её бродяге, змеёныш?! Я тебя предупреждал! Теперь всю ночь проведёшь в темнице, а завтра ты должен принести мне монету из красного золота!
Олег Николаевич делал это так выразительно – грозно нависал над столом, вращал глазами, сжимал кулаки – что режиссёр оторвался от пьесы. Видно было, что Вячеслав Николаевич даже слегка опешил от такой экспрессии.
– Олег Николаевич, что вы вкладываете в свою роль? – спросил он дрогнувшим голосом и все рассмеялись. – Мне самому страшно становится. Чуть-чуть перебарщиваем.
Просмеявшись, режиссёр заговорил более предметно:
– Нет, можно и кричать, но в крик нужно что-то вкладывать. Что именно, я пока ещё не знаю. Мы ведь как решали: у мага из-под ног уходит почва. Чтобы сохранить свою власть, ему нужно, чтобы мальчик принёс деньги. А он с каждым разом теряет свои позиции.
Репетиция идёт дальше. Очень живая работа, в ходе которой вносятся уточнения во взаимоотношения героев, примеряются те или иные решения. В завершение репетиции режиссёр впервые для себя и артистов включает несколько музыкальных треков из будущего спектакля - темы, написанные композитором Геннадием Широглазовым. Как и ожидалось, музыка получилась атмосферной, сказочно-средневековой: за окном снег и наледь, а в комнате поют птицы и звучит флейта. Хорошо!