Александр Бабин, фото автора
Когда мы обсуждаем удачу того или иного фильма/театральной постановки, трудно не уйти в «штопор» рассуждений о таланте создателя, а в особых случаях о гениальности и прочих трудноосязаемых вещах. Однако всегда полезнее углубиться в детали и разобрать формулу успеха почти математически. Такой разбор не менее важен, чем анализ поражения.
В постановке Александра Потылицына есть четыре точки силы.
Во-первых, сюжет. «Золушка» со временем нисколько не устаревает, проверено десятками поколений. Нам она особенно интересна в интерпретации Евгения Шварца, чьи произведения давно впаяны в наш культурный код. На «Золушку» будут идти все и всегда, особенно в тяжёлые времена, когда уповать, казалось бы, можно только на чудо. Для детей это одна из первых прививок моралью в жизни, поскольку в сюжете «Золушки» заложены основы основ нашей цивилизации: понятия о справедливости и несправедливости, добре и зле. Эта сказка приучает не бояться труда, не вешать нос, быть терпеливым оптимистом.
Во-вторых, для постановки выбран чрезвычайно сложный, непривычный (по крайней мере, для нашего города) и от того весьма интересный формат - мюзикл. Будучи директором и режиссёром театра оперетты города Железногорска, Александр Потылицын знает толк в музыкальных постановках. Более того, он понимает, что от выбора музыки зависит половина успеха постановки. Так что Александр Викторович привёз в Березники клавир, и в качестве композитора пригласил не кого-нибудь, а Дмитрия Гусева – этот человек сочинил, например, партитуры для мюзиклов «Холодное сердце» и «Зодчий-лис».
Стараниями педагога-концертмейстера Светланы Зуевой и хореографа Марии Коркиной артисты на сцене танцевали на вполне профессиональном уровне. Королевский бал выглядел настолько естественно, насколько это вообще возможно – в массовых сценах принимали участие артисты детского музыкального театра «Росинка» и танцевального коллектива «Ассорти».
В-третьих, техническая часть: работа со светом и звуком, костюмами и декорациями. Свет выстроен безупречно: когда в самом начале спектакля на стенах и потолке, как в калейдоскопе, начинают резвиться переливчатые узоры, по залу проносится общий выдох, до того здорово. Что до костюмов и декораций, они получились действительно шикарными. Луг и королевская дорога, тронный зал, торжественные средневековые наряды, плащи, жабо, бальные платья, специфическая обувь - всё исключительно яркое, праздничное. Дети, по природе своей особенно падкие на всё цветастое и необычное, были просто в восторге. Взрослые тоже отмечали труды художника-постановщика Елены Шарецкой и художника по костюмам (Марина Гехт, исполняющая в спектакле роль Феи) в книге отзывов, и тоже в превосходных степенях.
В-четвёртых, удачный выбор актёров на роли. Каждый из артистов удивительно точно попадает в своего персонажа. И начать, пожалуй, стоит с главной героини, которую играет студентка музыкального училища Александра Матвеева. Её Золушка – хрестоматийная милая девушка без камня за пазухой, доброту и безотказность которой по ошибке можно принять за слабость. Александра сумела воплотить в своей героине наивность и неистребимый оптимизм, затаённую печаль и умение радоваться любым крохам, что падают со скатерти жизни в её натруженные руки. Это классическая Золушка в великолепном исполнении.
Король в исполнении Дениса Богатырёва - добродушный и рассеянный человек, противник всякой несправедливости. Ему всегда хорошо, и он искренне хочет, чтобы всем его подданным жилось не хуже. Поэтому и огорчается каждый раз, когда оказывается, что кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево.
Владимир Фомичёв, он же Лесничий, здорово сыграл подавленного подкаблучника, давно проигравшего войну с собственной женой. Если сумеете разглядеть его лицо за усами и бородой, обязательно увидите признаки уставшего человека - тени и круги под глазами.
Герольд в исполнении Олега Мезенева основателен и нетороплив, принц (Павел Ефремов) мгновенно переходит из одного агрегатного состояния в другое: вот он спокойный-спокойный, задумчивый, и вдруг – эмоциональный взрыв и отчаянная жестикуляция. Очень пластичный актёр. Подстать и паж в исполнении студентки музыкального училища Виктории Желудковой.
Фея в прочтении Марины Александровны Гехт стала воплощением аристократизма, оставаясь при этом самолюбивой и слегка эксцентричной особой. Церемониймейстер в исполнении студентки музыкального училища Ирины Чупиной задуман и воплощён как насквозь комедийный персонаж, зрители просто хохотали над его танцами.
А вот на Мачехе следует остановиться подробнее. Как ни парадоксально, у Елены Зебзеевой получился один из самых острохарактерных и симпатичных персонажей, хотя Мачеха по умолчанию считается главным злодеем пьесы. Дело в том, что она по-настоящему любит своих дочерей и готова разбиться ради них в лепёшку; она гораздо сильнее своего мужа-лесничего (вот интересно, откуда повелось изображать мужей и отцов в сказках слабаками и подкаблучниками?), и если чего-то хочет – приложит все силы, чтобы заполучить. Что характерно, она добивается своего не слезами и криком, а железной волей. Но главное - в каждой ноте её смеха, в каждом движении и действии чувствуется сумасшедшая жажда жизни. Такой женщине будет тесно даже в самом большом королевстве.
И вот вопрос: мог ли мюзикл провалиться? Нет, не мог. Самые главные зрители – дети – едва не лезли на спинки впередистоящих кресел, настолько они были поглощены зрелищем.
После шумного завершения премьеры – аплодисменты, цветы, объятия – Александр Викторович взволнован и растроган.
– Реакцию видел и слышал, очень рад результату, - сообщил он в коротком интервью. - Спектакль всегда проверяется на публике. Поскольку наша «Золушка» - музыкальная сказка, для меня важно, как её воспримут дети.
- Довольны ли вы игрой артистов?
- Да, старались все до последнего. Несмотря на то, что в «Золушке» много сложных моментов и с песнями, и с танцами, всё сложилось. Конечно, у меня есть несколько чисто профессиональных замечаний, и я обязательно выскажу их актёрам, но все шероховатости со временем сгладятся, в актёрской игре проявятся новые грани. Так бывает всегда. Спектакль – вещь живая, каждый раз он немножко другой. Актёр живёт на сцене, причём каждый раз по-новому, абсолютно одинаковых вещей на сцене не происходит.
- То есть, всё в порядке?
- Главное – хорошо посадить дерево, и у меня есть чувство, что мы справились. У нашего мюзикла есть будущее. Спасибо всем актёрам, художникам и техническим специалистам!
Сразу после премьеры зрители бросились писать горячие поздравления артистам и режиссёру в почти уже заполненной книге отзывов. Самые бойкие прорывались на сцену и благодарили артистов лично. Не остались равнодушными, ни дети, ни взрослые. Лариса Алексеевна Зеленина пришла на премьеру вместе с внучкой Ксюшей.
– Знаете, – говорит Лариса Алексеевна, – костюмы просто супер, даже не ожидала. А тебе, Ксюша, что понравилось?
– Золушка, – последовал бесхитростный ответ. – Она очень красивая и добрая.
Побывала на премьере и главный редактор «Новой городской» газеты Алёна Козырева:
– Спектакль выглядит просто замечательно: красивый, музыкальный, по-настоящему сказочный. И в пьесе Шварца, и в спектакле очень силён нравственный посыл – о вечных ценностях, о значимости доброты. Если ты добр, искренен, умеешь искренне любить, судьба так или иначе сделает тебе подарок. Я считаю, театру «Бенефис» нужно и дальше развивать танцевально-музыкальное направление.
Постановка спектакля была осуществлена в рамках федерального проекта партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». Театр для детей и молодёжи «Бенефис» участвует в нём уже второй год.
Александр Бабин, фото автора