"Бенефис" готовится к балу

"Бенефис" готовится к балу - Драматический театр «Бенефис» для детей и молодежи
04 Сентября 2018

Новая городская газета от 30.08.2018 (PDF)

Похоже, наступающая осень надолго запомнится березниковским любителям театра: на рубеже октября и ноября в драматическом театре «Бенефис» состоится премьера «Золушки». Казалось бы, что тут необычного – этот сюжет любят обыгрывать и в детских садах, и в ТЮЗах.  Однако «Бенефис» готовится представить не просто сказку, а полнокровный мюзикл по классической пьесе Евгения Шварца. А ставить его будет специально приглашённый выпускник ГИТИСа Александр ПОТЫЛИЦЫН, директор и режиссёр театра оперетты города Железногорска.

Железногорск – закрытый «росатомовский» город, и Александр Викторович поначалу тоже производит впечатление человека, чуть отстранённого от театральной и какой бы то ни было суеты. На самом же деле он только что с поезда, и в голове ещё не улеглись истории, рассказанные попутчиками.

– У одного дедушки долгая судебная тяжба, и потому он уже три года ездит в Пермь, – рассказывает Александр Викторович.

– А другой, например, разводит на своей птицефабри ке куриц и едет куда-то делиться опытом. У каждого кипучая жизнь, и все о ней рассказывают с таким воодушевлением – просто поразительно! За неделю в поезде можно книгу написать.

И вот я в Березниках, новом для себя городе. Чувствую приятное волнение: впереди знакомство с актёрами, музыкальным и литературным материалом, распределение ролей и первая читка. Александр Викторович добавил, что уже посмотрел эскизы костюмов с декорациями и остался доволен:

– Художники отлично поработали, эскизы уже утверждены.

Спектакль будем решать в классическом стиле, с роскошными костюмами, богатыми светозвуко-выми эффектами. Зрелище будет ярким, детям понравится. Никаких экспериментов, рэпа и про-чего – насыщенный мюзикл поклассической пьесе. Музыку написал Дмитрий Гусев, композитор из Санкт-Петербурга – он хорошо прочувствовал замысел и сочинил для мюзикла красивые темы.

– Кстати, а почему именно мюзикл?

– Моя стихия – это музыкальный театр. Его особенность в сочетании всех выразительных средств: тут и музыка, и балет, и драматическая игра... Мюзиклы вообще более выразительные, эмоционально-красочные. Я уже успел наскоро познакомиться с коллективом и уже вижу, что актёры хорошо встанут на свои роли. В «Золушке» есть массовые танцевальные сцены, так что задействована будет почти вся труппа.

Слова режиссёра о традиционном подходе к материалу греют душу: эксперименты с классикой в лучшем случае послужат телеге пятым колесом, в худшем – извратят и обрушат первоначальный замысел. Наверное, поэтому ценители театра с недоверием относятся к молодым да ранним режиссёрам. Тут будет уместно подробнее рас- сказать об Александре Викторовиче. Он родился в Красноярске, в юности отправился покорять Москву и прожил в ней 20 лет, выучившись в ГИТИСе на музыкального режиссёра. В 1989 году создал первый в стране частный музыкальный театр. Режиссёр описывает то время ёмким словом «хаос»: с деньгами было сложно, старое рушилось на глазах, а новое ещё не появилось. Тем не менее, жизнь была интересной, и молодость звала расширять горизонты. Имея большой вокальный опыт, Александр Потылицын возглавил театр оперетты в Железногорске, где исполнял все партии и в опереттах, и мюзиклах. За его плечами более 30 постановок: классические оперетты «Белая акация» и «Баядера», мюзикл «Сестра Керри» и целый пласт детского репертуара от «Кота в сапогах» до «Аладдина». Талантливого постановщика и артиста приглашали везде и всюду: Семипалатинск, Барнаул, Красноярск...

– Стэнли Кубрик своими требованиями доводил актёров до истерик и нервных срывов. Марк Захаров, напротив, очень мягок с артистами, поощряет импровизацию. А вы?

– Я могу жёстко отстаивать свою позицию, своё видение проекта, но в работе с актёрами ни в коем случае не давлю ни них. Не надо бороться с творческими порывами, ломать органику актёра – задача режиссёра как раз в том, чтобы раскрыть в каждом артисте его потенциал. И я в этом заинтересован.

Уже через десять минут разговора ловишь себя на мысли, что Александр Викторович с уди-вительной точностью попадает в образ Атоса. И дело не только в богатой фактурной внешности: чуть прохладное благородство в нём ловко уживается с артистичностью, а жизненный опыт наточил природное чувство юмора до шпажной остроты. Ему замечательно подойдёт роль и драматического героя с внутренним надломом, и обаятельного негодяя на жизненном перепутье. Эх!

Насчёт Атоса я промолчать не смог и спросил Александр Викторовича, предлагали ли ему эту роль.

– Предлагали пять лет назад, да не сложилось, – засмеялся он. – Столь популярные в СССР темы патриотизма, чувства локтя, самых высоких идеалов любви и дружбы, – а роман Дюма как раз о них, – сейчас уже непопулярны. Как-то ставил «Гусарскую балладу» и наткнулся на полное непонимание со стороны общественности: какая баллада, какие гусары, зачем это? Приходится объяснять: «Понимаете ли, девочка (!) пошла на войну, чтобы защитить Родину». «Золушка» в этом смысле тоже идёт вразрез с нынешней формулой «живи для себя». Молодёжь спешит урвать, схватить, жить слаще при минимуме усилий. Машина в 18 лет и так далее. А ты заслужил эту машину? Чем? Вот Золушка заслужила королевский бал и принца.

За историей любви обычной девушки и принца скрывается предельно простая суть: работай хо-рошо и всё приложится. Счастье через труд. Не нужно стремиться к богатству и благополучию. Делай своё дело спокойно, честно и уверенно, люби своих близких. Мир покоряется не наскоком, а трудом, самодисциплиной и самовоспитанием. Только в этом случае тебя заметят другие, и ты получишь всё.

Постановка мюзикла «Золушка» в задуманном качестве – богатство костюмов, декораций, режиссура мастера своего дела – стала возможной благодаря федеральному проекту партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». По мнению Александра Потылицына, за последние три года проект буквально оживил театральную жизнь страны.

Александр БАБИН

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK